Секционные ворота для гаража: как выбрать
От типа ворот в гараже во многом зависит удобство его эксплуатации. Один из популярных вариантов — секционные ворота для гаража. Дешевыми их не назовешь, но они лучше всех других конструкций сохраняют тепло и, пожалуй, самые удобные в эксплуатации.
Устройство секционных ворот
В секционных воротах основное отличие в том, что полотно состоит не из единого полотна, а из набора подвижно соединенных между собой секций. Скрепляются секции между собой специальными петлями, обеспечивающими должную степень свободы. Петель обычно по три на каждое соединение — по краям и в середине (при большой ширине ворот может быть больше). По краям каждой секции установлены ролики. По бокам проема ворот установлены направляющие, которые плавно изогнувшись, переходят в потолочную направляющую. Направляющие имеют выемки, в которые заправляются ролики.
При открывании секционных гаражных ворот, ролики створок движутся по канавкам в направляющих. Они поднимаются вверх, за счет подвижного сочленения проходят по плавному изгибу и, одна за другой, поднимаются под потолок. При закрытии все происходит в обратном направлении. Вот и все устройство и принцип работы, но вариантов и вариаций много, так что придется разбираться конкретно по каждому компоненту.
Полотно секционных ворот: устройство, размеры, материалы
Секции для ворот этого типа бывают «холодными» и «теплыми». Холодный вариант используется очень редко, так как даже для неотапливаемых гаражей лучше, если есть хоть какая-то разница с наружной температурой. Эту разницу и обеспечивает утепление.
Из чего делают секционные ворота и особенности конструкции
Теплые секционные ворота собираются из конструкций, которые принято называть «сандвич». Две наружные металлические стены разделены прослойкой утеплителя. Изготавливаются из стальной полосы. Сталь может быть черная оцинкованная или нержавеющая.
Второй вариант обычно используется для дорогостоящих промышленных вариантов. Более широко используется оцинкованная сталь (гальванический метод оцинковки). Лицевую поверхность, для повышенной стойкости к коррозии, покрывают двумя слоями модифицированного полиуретана (после обработки грунтом для лучшей адгезии). Холодные одностенные секции изготавливаются тоже из стали с защитным покрытием. Минимальная толщина металла — 0,6 мм (но лучше более «толстые».
Немецкая кампания Херманн (Hörmann) делает еще секционные ворота из цельной древесины. Поставляются они только и исключительно под заказ.
У некоторых производителей (ALUTECH — Алютех) наружный контур сандвича замкнут при помощи замка сложной формы. Это повышает надежность конструкции и исключает разрывы при изменении температуры. Другие производители не замыкают контур, тем самым оставляя температурный разрыв, что улучшает теплоизоляционные характеристики, снижает вероятность промерзания. Кто их них прав, сказать однозначно сложно. Наверное, оба подхода имеют смысл, а что предпочтете вы — это решать вам.
Утеплитель — чаще всего пенополиуретан, но может использоваться и минеральная вата. Так как находится он в герметично закрытом контуре, тип утеплителя не важен, важны его характеристики. А по теплоизоляционным характеристикам полиуретан лучше минваты.
При нанесении полиуретана внутренняя поверхность сэндвича покрывается слоем защитного лака, который защищает от коррозии металл и улучшает адгезию цинкового слоя с утеплителем.
Размеры секций ворот
Точно сказать про размеры секционных ворот сложно: разные производители разные технологии, разные габариты. Опишем стандартные варианты, которые обычно есть в наличии:
- высота секции — 40-60 см;
- толщина секции — 35-40 мм, есть 45 мм (Hörmann/Херманн);
Из них набираются ворота высотой от 1,25 м до 4 м, длиной от 1,90 м до 6,40 м. Максимальная длина/высота зависит от типа секций которые вы выбрали.
В наличии обычно есть некоторое количество готовых подъемно-секционных ворот. Но это — не стандартные размеры, а наиболее «ходовые», те, которые пользуются частым спросом. Например, наиболее «спрашиваемая» высота начинается от 2400 мм, а ширина — от 2150 мм. Далее высота и ширина меняется с шагом 25 см. Плюс их в том, что ждать почти не надо — они есть или в точке продажи, или на складе производителя. Максимальный срок ожидания — пару дней. При заказе «своего» размера ждать придется дольше.
Есть несколько решений. Первый — подогнать проем под эти размеры, второй — заказать под требуемые размеры. Срок поставки зависит от производителя и вашего местоположения. Срок ожидания российских (Sedona, Sauber, Дорхан) составляет одну-три недели. Белорусские (Алютех) едут немного дольше — до полутора месяцев, немецкие или швейцарские (Tecsedo) — от двух месяцев.
Есть еще один вариант — получить нужные габариты, то есть обрезать «стандартные» до необходимой длины. Эту возможность надо согласовывать — чтобы не было проблем с гарантией.
Соединение секций
Как уже говорили, между собой сендвич-панели соединяются при помощи петель. Для того, чтобы в месте соединения не образовывалось щелей и не было продувания, края делают фигурными, в виде замка шип/паз, что уменьшает возможность продувания.
Чтобы свести ее на нет окончательно, в соединении устанавливают эластичный уплотнитель. По опыту эксплуатации можно утверждать, что хорошие секционные гаражные ворота не пропускают ни пыль, ни снег, ни влагу, ни ветер. Они даже способны противостоять холоду. На тепловизоре они выглядят «теплее» чем окна.
Форма замка, способы усиления конструкции под петли, место установки уплотнителя у каждого производителя свои. Например, Херманн, разработал систему, которая предотвращает защемление пальцев, Алютех устанавливает крепеж в вальцовочный шов — где стальная полоса соединяется и превращается в замкнутый контур.
Типы подъема секционных ворот
Для секционных гаражных ворот тип подъема определяется высотой притолоки (расстоянием от верха проема до перекрытия). Он может быть:
- Стандартный. Высота притолоки от 350 мм до 600 мм. Именно с таким подъемом идет стандартная комплектация. Максимальная ширина ворот с таким типом подъема — 7 метров, высота — до 9,7 м. Достоинства — самая низкая стоимость по сравнению с другими типами, низкая нагрузка на пружины, что увеличивает стабильность работы.
- Пониженный. Притолока — от 150 мм до 350 мм. В этом случае в открытом состоянии нижняя секция свисает на 80-150 мм, перекрывая верхнюю часть проема. Есть два варианта — барабан сзади и впереди. Барабан впереди ставится на притолоках высотой от 220 мм до 350 мм, используется специальная радиальная направляющая, из-за этого цена выше, чем на стандартный подъем. При размещении барабана сзади, на обычной направляющей устанавливаются концевые кронштейны, на которые крепится вал. При низком подъеме можно поставить привод для автоматизации ворот только на потолке.
- Высокий. Притолока не ниже 600 мм (максимальная высота притолоки — 4,6 м), для автоматизации установить можно только осевой привод. Достоинство — можно компактно разместить направляющие, более высокая надежность по сравнению с наклонным подъемом. Но используются более дорогие пружины, барабан, они имеют большие размеры, потому — более сложный монтаж, более высокая цена (и на систему, и на монтаж).
- Наклонный (стандартный или высокий). Это для случая, когда потолок от ворот к задней стене повышается. Высота притолоки — от 500 до 1500 мм. Самый дорогой и нестабильно работающий вариант. Это не значит, что использовать его нельзя, но если есть возможность, лучше выбрать другой.
- Вертикальный подъем. Есть два типа — с пружиной вверху (высота притолоки = высота проема ворот +700 мм) и внизу (высота притолоки = высота проема ворот +370 мм). В обоих случаях при автоматизации ставят осевой привод. Такой тип подъема ставится при массе полотна не более 1000 кг. Достоинство — возможность компактного размещения направляющих, стабильная работа — недостаток — высокая цена (больше направляющие, более дорогие материалы).
Собственно, тип подъема определяет замерщик при заказе или консультант. Вам только надо тщательно все замерить. Если идете заказывать, нарисуйте имеющийся проем и проставьте все размеры. Так будет намного проще.
При недостаточной высоте притолоки, но большой высоте проема можно искусственно увеличить притолоку. Для этого в верней части проема монтируется фальшапанель нужного размера. В дальнейшем расчет притолоки идет с ее учетом. Это простой и эффективный способ снизить затраты, так как нестандартные варианты стоят значительно больше.
Подъемный механизм ворот
Секционные гаражные ворота поднимаются за счет силы натяжения пружин. Есть два типа механизмов:
- С торсионными пружинами, установленными на валу. Вал располагается в верхней части конструкции — над проемом. Когда секционные гаражные ворота закрыты, торсионные пружины находятся в состоянии покоя. Когда полотно начинает подниматься, они скручиваются, накапливая силу упругости. Она высвобождается, когда полотно идет вниз.
- С пружинами растяжения. Пружины установлены в боковых стойках (направляющих). При подъеме полотна, они растягиваются, при опускании — возвращаются в исходное положение.
Какой подъемный механизм для секционных гаражных ворот выбрать? Все зависит от того, отапливаемый гараж или нет. В торсионных механизмах больше регулировок, которые позволяют регулировать плотность прилегания полотна. Так что для отапливаемых гаражей больше подходит торсионный механизм.
Но торсионный механизм подъема требует наличия более высокой притолоки и стоит значительно дороже варианта комплектации на основе пружин растяжения. Зато является более надежным — рассчитан на более интенсивное использование может устанавливаться на гаражах с интенсивным движением.
Автоматизация секционных ворот
Вручную открывать и закрывать ворота гаража под дождем или во время снегопада — то еще удовольствие. Это знает каждый автовладелец. Желание автоматизировать процесс вполне закономерно. Автоматический подъем ворот секционного типа может быть реализован двумя способами:
- При помощи привода, закрепленного на потолке. С подъемным механизмом он соединяется тросами или цепями (зависит от производителей). Ставится при стандартном, пониженном и наклонном подъеме. Это вариант более дешевый, так как сам привод — самый обычный, большая мощность ему не требуется.
- Осевой привод. Устанавливается сбоку от верхней оси, приводит ее во вращение. Более мощный и более дорогой вариант. Ставится если притолока достаточно высокая — для повышенного вертикального, стандартного подъема.
Как видите, выбор есть только при условии базовой комплектации со стандартным (средним) типом подъема. Во всех остальных случаях тип механизма определен параметрами проема.
Автоматическое открывание/закрывание секционных гаражных ворот может «стартовать» от различных устройств:
- Пульта, расположенного на стене. Реализуется это просто — при помощи стандартных кнопок, через которые подается питание. Смысл в такой автоматизации — отсутствие физических усилий, хоть выходить под дождь из машины все-таки надо.
- Брелка/пульта управления. В этом случае в пульте управления встроен радио-передатчик, в приводе — приемник. Работают они на определенной частоте. При выборе обратите внимание на частотный диапазон — он не должен перекрывать уже имеющиеся в пользовании устройства подобного типа.
- Компьютера, смартфона. В этом случае в привод встраивается микропроцессор, который принимает и обрабатывает сигналы.
Из всех этих видов самый распространенный- брелки. Он относительно недорог, дает требуемую степень свободы.
Внешний вид
Секции этого вида подъемных ворот могут иметь различный внешний вид. Есть несколько основных типов наружной поверхности — S, L и M профиль, а также мелкая волна и филенка. В таком ассортименте есть сэндвичи у любого производителя. У некоторых есть еще и нестандартные — с различными декоративными элементами или прозрачными вставками (это обычно листовой поликарбонат). Но их цена значительно отличается от «базовых» моделей.
Добавляет вариаций оформления несколько типов поверхностей — гладкая, шероховатая, с имитацией поверхности древесины. Кроме того секционные гаражные ворота обычно окрашиваются защитными красками, которые придают полотну более привлекательный вид. Но основная функция окрашивания — защита от коррозии и воздействия климатических факторов.
Способы запирания
Секционные гаражные ворота имеют три различных способа запирания:
- При помощи задвижки (пружинный засов). Этот способ подходит, если запираются они изнутри и есть еще один проход в гараж — в полотне ворот или где-то в стене. Обычно идет в базовой комплектации, другие запоры ставят по просьбе.
- При помощи встроенного замка. Чаще всего это замок ригельного типа с двумя ручками и отверстием для ключа. Ручки устанавливаются по центру полотна, чтобы потянув за них, можно было открыть/закрыть ворота. С внутренней стороны к ручке прикреплен трос, который при повороте тянет ригель.
- Автоматические секционные гаражные ворота запираются при помощи автоблокировки привода, которая срабатывает, когда полотно опущено. Для аварийной разблокировки есть два способа:
- изнутри можно снять блокировку, потянув за специальный трос;
- для разблокировки снаружи в полотне проделывается отверстие под ключ, провернув ключ, вытаскивают цилиндр запора (все очень легко), к которому прикреплен разблокировочный трос.
Как вы поняли, первые два способа подходят если полотно поднимается вручную, третий — для автоматизированного варианта. К ригельному замку или автоблокировке всегда можно попросить установить задвижку — на случай длительного отсутствия.
Дополнительные опции
Это еще не все возможности разнообразить конструкцию или ее внешний вид. Они качаются внешнего вида, повышения удобства эксплуатации ворот.
Остекление и вентиляционные решетки
Секционные гаражные ворота могут быть с окошками. Их располагают обычно в верхней трети створки, хотя можно и посередине и где-нибудь в другом месте. Если в гараже вы проводите много времени днем, имеет смысл заказать остекление большой площади, чтобы света было достаточно. Это позволит сэкономить на счетах ха электричество — в дневное время можно не использовать электрический свет.
В секции вставляется специальный профиль для закрепления листов прозрачного полиуретана или акрила. Акрил более дешев, но он быстро меняет цвет, теряет прозрачность. Так что это — не вариант. Дольше проживет листовой поликарбонат — он долго не мутнеет, но стоит дороже.
Решая, надо вам остекление или нет, примите во внимание воздействие солнечного света на краску — скорее всего, краска на авто будет выцветать.
С вентрешетками решить все просто. В гараже должна быть вентиляция. Если при строительстве, сделали отдушины для поступления/удаления воздуха в стенах, дополнительные вентиляционные решетки ни к чему. Если про вентиляцию забыли, проще установить решетки в полотне двери (но вряд ли дешевле), чем делать дырки в стенах.
Встроенная калитка (дверь)
Поднимать секционные ворота каждый раз как требуется зайти/выйти из гаража, очень неудобно. Хорошо, если есть двери где-то сбоку. Если нет, можно сделать калитку в плоскости полотна. Но стоит знать, что это сильно повлияет на стоимость: система сложная и дорогостоящая.
Калитка может быть с порогом и без. Второй вариант более удобен: можно выкатить велосипед, садовую технику, не открывая ворот. Но предлагается он далеко не всегда и не всеми производителями.
Средства безопасности и автоматики
При установке автоматического привода в комплекте идет обычно один (иногда — два) пульта управления/брелка). Если вам нужны дополнительные, их можно заказать.
Автоматические секционные гаражные ворота имеют массу достоинств, но и недостатков у них немало и основной — их работоспособность зависит от наличия электропитания. Чтобы избавиться от этой проблемы, можно поставить аккумуляторную батарею или установить систему ручной разблокировки (описана выше).
Еще один момент: автоматические ворота несут в себе потенциальную угрозу. Чаще всего страдают животные и дети, иногда достается пожилым людям. Повысить безопасность можно установив фотоэлементы. Если в зоне их видимости появится движущийся объект, они отключат питание и движение полотна прекратиться.
Еще одна возможность — установить сигнальную лампу. Она включается и подает световые сигналы все время, пока работает электропривод.
Блок ручного подъема ворот
Если на большие секционные ворота для гаража не поставить электропривод, при открывании и закрывании приходится прилагать серьезные усилия. Чтобы усилия были меньше, ставят блок ручного подъема ворот (обычно — цепной редуктор).
Рекомендуется к установке на полотно высотой более 2 метров, максимальная площадь — 15 кв. м.
Производители
На рынке в основном представлены три крупных фирмы, которые выпускают секционные гаражные ворота:
- немецкая фирма Hörmann (Херманн);
- белорусская Alutex (Алютех);
- российская DoorHan (Дорхан).
Есть еще Garaga (Канада), Tecsedo (Швейцария). Есть и три российские фирмы:
- Sedona, Sauber — это тот же Дорхан, только сборка в другом регионе;
- Zaiger (Новосибирск) — использует швейцарские сэндвич-панели и российско-китайскую автоматику, а сборка происходит в Новосибирске.
Пока это все производители, которые достойные внимания. Продукцию из Китая лучше не рассматривать — хоть дешево, но очень проблематично в плане эксплуатации. Какой же производитель лучше? Если брать из тройки лидеров, то по отзывам:
- Hörmann (Херманн) — нет никаких проблем. Отрицательных отзывов нет практически совсем, как и недостатков. Но это — самые дорогие секционные гаражные ворота.
- Alutex (Алютех) — вполне достойный вариант, если не хватает средств на «немца».
- DoorHan (Дорхан) и его клоны. Самый бюджетный из тройки лидеров, но имеет больше всего рекламаций.
Неплохие отзывы у еще новосибирского Зайгера (Zaiger), но у них пока не очень развита дилерская сеть и мало представительств в других регионах. Для тех кто рядом — это неплохой выбор.